ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
Тип группы: супервизия
(вариант) (балинтовская группа).
Форма работы: групповая.
Состав группы: участники
от 16 лет (участники до 16 лет собираются
в других возрастных группах).
Количество участников:
4-16 человек. При количестве более 10
человек может проводиться с соведущим
или делиться на 2 подгруппы.
Цель группы: обеспечить
психологическую поддержку.
При этом ведущему
следует помнить, что на группе НЕ решаются
личностные проблемы. При возникновении
подобного запроса ведущий может
обозначить его и перенаправить для
решения к психологу или психотерапевту.
Существует 7 основных
потребностей, с которыми можно работать
на группе психологической поддержки.
Обсуждение жизненных
ситуаций в условиях конфиденциальности.
Получение обратной
связи (см. определение ниже) и рекомендаций.
Отреагирование
эмоций или «спуск пара». Если участники
группы посчитают необходимым, то
возможна рекомендация места и формы
для «спуска пара»
Развитие жизненных
навыков, получение информации и новых
идей.
Выражение собственных
чувств и их признание имеющими право
быть, как положительных, так и
отрицательных.
Признание собственной
ценности со стороны.
Защита от эмоциональных
перегрузок.
Обратная связь –
выражение чувств участников по поводу
рассказанного, а также рекомендации.
Например: «У меня чувство огорчения
от... Я испытываю чувство разочарования,
потому что я бы сделал следующим
образом….У меня чувство радости от
…..». При выражении обратной связи
запрещены оценочные суждения типа:
«плохо, хорошо, ужасно». Т.к. получение
совета – это способ получающего уйти
от личной ответственности за последствия
поступков, совершенных по совету, то на
группе принята следующая его форма: «я
бы на твоем месте сделал бы так….., ну а
ты поступай как тебе лучше», т.е. в виде
рекомендаций.
Внимание!
Для обеспечения
безопасности участников, включая
ведущего, и исключения возможности
получения психотравм, необходимо строго
соблюдать следующее:
- соблюдение процедуры;
-соблюдение правил
группы.
Процедура.
1. Ведущий выбирается
простым голосованием большинством
голосов.
2. Ведущий напоминает
общие правила группы и рассказывает
(коротко) что такое обратная связь, какие
запросы возможны.
Правила группы
Быть здесь и сейчас.
Выключаются мобильные телефоны.
Участники переключают свое внимание
на происходящее в группе. Все остальное
остается на время за стенами комнаты.
Для улучшения концентрации внимания
можно говорить примерно так:
«Переключайтесь на то, что происходит
в этой комнате. Отдохните чуть-чуть от
своих мыслей или проблем. Дайте себе
возможность отодвинуть их в сторону,
пусть даже на короткое время».
Говорить только от
первого лица. Говорим только про себя
и о себе. Здесь интересен только опыт
присутствующих.
Анонимность и
конфиденциальность. После группы
нельзя будет упоминать имена
присутствующих тут. Вы можете рассказывать
о том, что здесь происходило, что тут
делали, о себе, про себя, но нельзя
говорить имен других.
Запрещено употреблять
оценочные суждения. Используйте форму
обратной связи (т.е. выражение собственных
чувств).
Правило «Стоп».
Ведущий несет ответственность не
только за процесс, но и за то, чтобы
участники находились в безопасности.
Если ведущий чувствует, что участники
массово нарушают правило, процесс
вышел из-под контроля или кто-то позволил
себе «напасть» (пусть даже в косвенной
форме) на другого участника, то он
(ведущий) имеет право сказать слово
«стоп». При этом все обязаны немедленно
прекратить любые действия. Участники
также имеют право на данное слово при
условии, если им не нравится нечто, что
обращено в их адрес.
Активное участие.
Для заявляющего очень важно получить
максимальное количество информации.
Другие правила.
Ведущий задает вопрос: есть ли какие-то
другие правила, которые Вы хотели бы
предложить? Вводятся по желанию
участников.
3. Представление
участников (коротко).
4. Участники (коротко)
говорят о произошедшем с ними за время
отсутствия с момента последней группы.
Формулируются запросы на работу.
5. Приоритет при выборе
запроса предоставляется человеку,
который первый раз пришел на группу.
Затем простым голосованием выбирается
следующий запрос.
6. Запрос. Если заявляющему
сложно сформулировать запрос, то
предоставляется помощь в виде вопроса:
Какого рода трудности
Вы испытываете в связи с этим случаем
(-ями)? С чем Вы хотели бы поработать –
с ситуацией или с чувствами, которые
она вызвала?
7. Вопросы участников
на прояснение запроса.
8. По ходу работы группы
заявляющему обязательно задаются
следующие вопросы:
Что бы Вы хотели
получить от группы?
Как Вы потом используете
то, что получите? (Проверка на безопасность
для группы. Ведущий внимательно слушает
ответ, и проверяет опасность для
присутствующих).
(после всех уточняющих
вопросов) Изменился ли Ваш запрос? Как
Вы его сейчас бы сформулировали бы?
В какой форме Вы
хотели бы это получить? (обратная связь,
рекомендации, информация, обмен опытом,
варианты поведения)
9. Группа отвечает на
запрос.
10. Как для Вас было то,
что здесь происходило? (проверка
эффективности работы). Вопрос задается
в первую очередь заявляющему, а затем
выражает свои чувства все участники.
Памятка для ведущего
Правила группы
Быть здесь и сейчас.
Говорить только от
первого лица.
Анонимность и
конфиденциальность.
Запрещено употреблять
оценочные суждения.
Правило «Стоп».
Активное участие.
Есть ли какие-то
другие правила, которые Вы хотели бы
предложить?
Что можно обсудить
на группе:
Обсуждение жизненных
ситуаций в условиях конфиденциальности.
Получение обратной
связи (см. определение ниже) и рекомендаций.
Отреагирование эмоций
или «спуск пара». Если участники группы
посчитают необходимым, то возможна
рекомендация места и формы для «спуска
пара»
Развитие жизненных
навыков, получение информации и новых
идей.
Выражение собственных
чувств и их признание имеющими право
быть, как положительных, так и отрицательных.
Признание собственной
ценности со стороны.
Защита от эмоциональных
перегрузок.
План работы:
Представление участников.
Участники коротко о
произошедшем за время отсутствия с
момента последней группы. Формулируются
запросы на работу.
Выбор запроса.
Запрос. Какого рода
трудности Вы испытываете в связи с этим
случаем (-ями)? С чем Вы хотели бы поработать
– с ситуацией или с чувствами, которые
она вызвала?
Уточняющие вопросы
участников.
Вопросы заявляющему:
Что бы Вы хотели
получить от группы?
Как Вы потом используете
то, что получите?
Изменился ли Ваш
запрос? Как Вы его сейчас бы сформулировали
бы?
В какой форме Вы
хотели бы это получить? (обратная связь,
рекомендации, информация, обмен опытом,
варианты поведения)
Группа отвечает на
запрос.
- Как для Вас было то,
что здесь происходило? Вопрос сначала
заявляющему, а затем группе.
Обратная связь –
выражение чувств по поводу рассказанного,
а также рекомендации. Например: «У меня
чувство огорчения от... Я испытываю
чувство разочарования, потому что я бы
сделал следующим образом….У меня
чувство радости от …..». При выражении
обратной связи запрещены оценочные
суждения типа: «плохо, хорошо, ужасно».
На группе принята следующая форма
совета: «я бы на твоем месте сделал бы
так….., ну а ты поступай как тебе лучше».
|