М. Бейлькин, М. Пашков (г. Челябинск)
Современное общество привержено гетеросексизму, в рамках которого "гетеросексуальность рассматривается как единственная приемлемая форма сексуального поведения”
( Blumenfeld and Raymond , 1988). Это влечёт за собой формирование у
основной массы представителей сексуального большинства неприязни,
презрения и даже ненависти к геям в сочетании со страхом перед
нестандартной сексуальностью. В свою очередь, гомофобия общества
приводит к развитию интернализованной (усвоенной) гомофобии у лиц с
однополым влечением. "Социализация любого гея предполагает интернализацию того унижения, которое он переживает” ( Isay , 1989). "Это
может проявляться в широком диапазоне признаков – от склонности к
переживанию собственной неполноценности, связанной с проявлением
негативного отношения окружающих, до выраженного отвращения к самому
себе и самодеструктивного поведения” ( Gonsitorec and Rudolph , 1991).
Приведенные фундаментальные понятия, определяющие суть
взаимоотношения "ядерных” гомосексуалов с обществом и объясняющие
механизм их невротического развития, ставятся под сомнение некоторыми
исследователями.
Убийственной критике подверглась концепция интернализованной
гомофобии. Риктон Нортон считает её спекуляцией, придуманной
психоаналитиками и некритически подхваченной социологами. В
доказательство он ссылается, во-первых, на "эмпирическое
исследование, проведенное в конце 1980-х и начале 1990-х годов,
продемонстрировавшее, что чувство собственного достоинства геев отнюдь
не ниже, чем у гетеросексуалов, а у лесбиянок оно даже выше, чем у
гетеросексуальных женщин” . Во-вторых, он обращается к историческим фактам, язвительно замечая: "Это
правда, что гомосексуалы в течение различных периодов чувствовали страх
перед обезглавливанием, повешением или публичным унижением, но это –
разумные опасения. <…> В 1707 г. в ходе систематических рейдов и
провокаций было арестовано более сорока мужчин-проституток, трое из
которых повесились в тюрьме в ожидании суда, а один перерезал горло
бритвой. Схожие примеры найдены в записях начала 18-го столетия в
Амстердаме и Париже. Стыд перед публичным бесчестием руководил
этими самоубийцами в большей мере, чем интернализованная ими вина.
<…> В конце 19-го и вначале 20-го столетия Хиршфельд собрал
истории 10000 гомосексуалов и лесбиянок; 25% из них из-за угрозы
юридического преследования совершили попытку самоубийства; многие думали
о её осуществлении. Люди носили с собой яд, чтобы убить себя в момент
ареста. Это не соответствует модели интернализованной гомофобии” . Наконец, Нортон полагает, что тема "самоуничижения геев” – скорее, литературный приём писателей-гомосексуалов, чем факт их реальной жизни.
Узкие специалисты не владеют пониманием всех аспектов
гомосексуальности в равной мере. Когда речь заходит об однополой любви у
представителей разных эпох и народов, врач доверяется историку и
этнографу. Понимание медицинских аспектов "ядерной” гомосексуальности
также требует специальных знаний и навыков, которыми Нортон, не будучи
врачом, не располагает.
Сам факт того, что боязнь публичного позора может стать причиной
самоубийства, ни в коей мере не служит аргументом против существования
интернализованной гомофобии. Кроме того, нельзя сводить все суициды
гомосексуалов к одной-единственной причине. Многие пациенты
сексологического центра, ранее совершившие попытку покончить с собой,
решились на этот роковой шаг отнюдь не из-за интернализованной ими
гомофобии. Депрессия могла быть вызвана изменой партнёра или несчастной
любовью, особенно если избранником гея был гетеросексуал. Гомосексуалы
часто подвергаются в местах лишения свободы изнасилованиям и истязаниям
со стороны других заключённых, что также может привести к суициду.
Не исключает наличия интернализованной гомофобии и гордость по
поводу собственной сексуальной ориентации, часто декларируемая
"ядерными” гомосексуалами. Примером тому могут служить публикуемые ими
объявления. Молодой человек, назначающий встречу возможному партнёру,
рисует собственный образ в таких радужных тонах, что никому и в голову
не придёт заподозрить его в низком уровне самоуважения. Но его уличает
презрение к тем, кого он называет "женственными, манерными, склонными к полноте” и т. д., словом, ко всем, кого он наделяет признаками, считающимися типичными для гомосексуалов. "Всех подобных прошу не беспокоится!”
– с неожиданной и неоправданной агрессивностью заканчиваются такие
публикации. Адекватнее было бы просто указать, что речь идёт о поисках
активного партнёра, внешне непохожего на гея. Поток упрёков и
оскорблений в адрес незнакомого человека нелеп; он свидетельствует о
том, что авторы подобных объявлений проецируют на своих корреспондентов
те признаки "голубизны”, которые они презирает и в самих себе, и в геях
вообще. Словом, речь идёт о той самой интернализованной гомофобии, о
которой сами авторы публикаций и не подозревают, но которая делает их в
полной мере невротиками.
Похожим образом обстоит дело и с литературными произведениями геев.
Бесчисленные сексуальные авантюры Дмитрия Лычёва, автора армейских
мемуаров, носят характер аддиктивной зависимости (напоминающей
наркотическую); они опасны и бессмысленны. Точно такие же похождения
стоили жизни его знакомому гею. Дима гордится принадлежностью к
гомосексуалам; он полагает, что человечество обязано своим прогрессом в
первую очередь им. Он обожествляет мужские гениталии крупных размеров и
их владельцев, наделённых половой неутомимостью. Но, как только ему
удаётся выступить в активной роли самому, благоговейное отношение к
партнёру сменяется чувством презрения к нему. Так же уничижительно
относится Дмитрий и к своим друзьям-геям, именуя их "педовками” .
Словом, вопреки декларируемой Лычёвым "гомосексуальной гордости”,
сомневаться в гомофобии, интернализованной им, не приходится.
Нортон, отождествляя интернализованную гомофобию с
эго-дистонической формой девиации, не находит подобного тождества в
литературных произведениях гомосексуалов. На этом основании он заявляет,
что идея интернализованной гомофобии – приём рационализации, "помогающий геям принимать себя такими, какие они есть” , но не имеющий ничего общего с действительностью.
Реальность, однако, вносит существенные коррективы в концепцию
Нортона: эго-дистоническое отвержение собственной гомосексуальной
идентичности – лишь частный случай интернализованной гомофобии,
свойственный 26–28% геев. Гораздо чаще наблюдается своеобразная
амбитендентность: сознательно однополое влечение расценивается геями как
важная и неотъемлемая составная их личности; неосознанно же оно
презирается и осуждается, особенно если речь идёт о пассивной роли.
Подобная амбитендентность, порождённая интернализованной гомофобией,
свойственна 60–65% "ядерных” гомосексуалов. Она объясняет невротические
формы их психологических установок и полового поведения: аддиктивность,
промискуитет, интимофобию и т. д. Трагический парадокс заключается в
том, что гомофобия сексуального большинства, формируя интернализованную
гомофобию у геев, обрекает большинство из них на незрелость половой
психологии. А анонимный деиндивилизированный стереотипный секс геев, их
"туалетные тусовки”, садомазохизм и интимофобия, в свою очередь,
подогревают гомофобные настроения в обществе.
Разумеется, речь при этом идёт о рационализации, поскольку, обличая
геев в разврате, "борцы за нравственность” обычно забывают, что
гетеросексуальная часть общества греховна ничуть не менее
гомосексуальной.
Сомневаться в невротической подоплёке гомофобных установок не
приходится. Но насколько правомочно применение медицинского термина
"гомофобия” к обществу в целом? Уместна ли аналогия между обществом,
хотя бы и "больным” , согласно метафоре Э. Фромма (1988), и
пациентом, проходящим лечение у врача? Многие авторы сочли более
приемлемыми такие термины, как "гомонегативизм” ( Hudson and Rickets , 1980), "стыд, связанный с гетеросексизмом” ( Neison , 1990), "антигомосексуальные предрассудки” ( Herek , 1991). Доменик Дейвис (2001) нашёл изящный компромисс: он предлагает говорить об " антигомосексуальных предрассудках общества” сохраняя понятие " гомофобия ” ,
когда речь идёт о конкретных его представителях, страдающих
невротическим неприятием гомосексуальности. И всё же остаётся открытым
вопрос – так ли уж далеки от патологии весьма распространённые
антигомосексуальные предрассудки, представляющие собой устойчивое
иррациональное искажение общественного сознания, сопряжённое с яркой
негативной окраской? Мало того, общество создаёт социальные институты
осуществляющие дискриминацию геев и лесбиянок; гомосексуалов
окарикатуривают и демонизируют в СМИ и даже в Думе; иными словами,
следует говорить об институционализированной гомофобии.
Очевидно также, что попытки объяснить природу гомофобии лишь
социокультурными традициями, явно неубедительны. Заметим, что, вопреки
распространённым убеждениям, она наблюдалась даже в рамках античной
культуры, максимально толерантной к гомосексуальности. Недаром Алексей
Зосимов (1995) полагает, что "гомофобия – не просто предрассудок”.
Разгадка кроется в двойной природе гетеросексизма. С одной стороны,
эта система сложилась исторически, адаптировав множество элементов,
имеющих чисто социальный характер. Вместе с тем, было бы ошибкой
игнорировать и её биологические корни. Всё-таки мозг гетеро- и
гомосексуалов устроен по-разному. Гетеросексуалу, даже очень далёкому от
гомофобных предрассудков, чужды многие эмоциональные и эстетические
аспекты мироощущения, биологически свойственные "ядерным” гомо- и
бисексуалам. Похоже, система гетеросексизма вряд ли может быть полностью
преодолена. Очевидно также, что при необходимости компромиссов с обеих
сторон, "ядерные” гомо- и бисексуалы вынуждены адаптироваться к жизни
общества, где большинство мыслит и творит в рамках гетеросексуального
мироощущения.
Этот реалистический подход, однако, ни в коей мере не снимает с
повестки дня необходимость повседневной борьбы врачей, психологов,
педагогов, юристов, честных политиков и, наконец, самих геев как с
гомофобией, так и с гетеросексизмом, в его агрессивном и авторитарном
варианте. http://sexolog-ru.narod.ru/heterosexism.html
|